Monday, September 5, 2016

[RU] Выбор шин для ведущей оси модели

Выбор шин для ведущей оси модели.

В большом автоспорте утверждают что 70% производительности спорткара зависит от правильного выбора шин. Настоящие спортивные шины имеют множество параметров и являются предметом отдельного изучения. В rc drift-е все намного проще, но это только на первый взгляд.
На рынке сегодня представленно множество вариантов шин для дрифта, и подбор правильной шины может затянуться по времени и стоить приличную сумму денег.
Для того чтобы понять какая шина нужна именно вам необходимо понимать физическую модель работы шины, и представлять как должна работать шина и учитывать факторы которые влияют на поведение шины в каждой конкретной ситуации.





 Физическая модель работы rc drift шины.

Шина для rc drift-а полностью пластиковая, на ее поведение практически не деяствуют радиальные силы. Поэтому ее поведение не зависит от высоты протектера, в отличае от реальных шин. 
Главная характеристика шины - зацеп. Зацеп зависит от состава пластика из которого эта шина изготовлена. На сегодняшний день существует огромное множество вариантов от самого жесткого - поликарбоната, до самого мягкого - полипропилена. 


На зацеп влияет: 
1) Состав самого пластика, чем пластик мягче тем выше зацеп
2) Размер пятна контакта шины и поверхности, чем пятно контакта больше тем выше зацеп
3) Масса которая воздействует на колесо, чем масса выше тем больше зацепа
4)Теппература самой покрышки, которая складывается из погодных условий (температура воздуха, температура поверхности, изначальная тепеература покрышки) и из тепла генерируемого из за силы трения между покрышкой и поверхностью. Чем температура покрышки выше тем больше зацепа. 
5) Скорость вращения, чем выше скорость вращения шины тем меньшй зацеп она обеспечивает. 

Идеальное поведение дрифтовой шины. 

Так же как и в болльшом дрифте в rc всегда нужно стремиться подобрать шину с зацепом максимально возможным для массы вашей модели и типа покрытия которое вы используете, 
Максимальный зацеп обеспечивает агрессивную езду на высокой скорости и большими углами. В то же время дрифт это скольжение - соответственно идеальная шина должна уметь не только цеплять но и скользить. Основным приемом чтобы отправить заднюю ось с вкольжение является повышение скорость вращения задних колес. Давайте представим себе, как должен меняться зацеп на графике зависимости оборотов колеса. 



По горизонтали - обороты колеса, по вертикали тяга создаваемая колесом в граммах. 
Давайте рассмотрим все графики попорядку: 

Зеленый: Неплохой зацеп на минимальных оборотах и на чиная с 12000 график резко пошел в верх. Причина этому слишком большой зацеп, который привел с перегреву шины и зацеп стал еще больше. Для подобного типа шин нужно искаь применение на более скользких поверхностях или при меньшей загрузке оси. Применять подобные шины в условиях при которых был получен график нельзя. Поведение модели будет постоянно меняться из за изменений зацепа. 

Голубой: Идеальное поведение шины в условиях при которых был получен график. Зацеп равномерно снижается при повышении оборотов. График ровный и пологий. Максимально возможный и стабильный зацеп в этих условиях.

Красный: Пример того что не должно происходить ни при каких условиях. Зацеп ведет себя непредсказуемо. Возможно какой то технологический брак в изготовлении покрышек. Разобраться сложно. Вердикт - неиспользовать ни в коем случае. 

Пуппурный: Еще один пример идеального поведения, действительно стабильный зацеп, но не максимально возможный! Применять возможно,если нет ни чего другого под рукой. Применять возможно на менее скользких поверхностях. 

Подбор шины с учетом всех факторов. 

Если вам повезло и рядом с вами есть трек, самый простой вариант выбора шины - спросить у администрации трека какие шины они допускают к использованию на своем треке с учетом поверхности. Или руководствоваться регламентом предстоящих соревнований. 
Если вам не повезло, как например мне, то все становится несколько сложнее. 
Не имея достаточного опыта вам придется самостоятельно искать ваш собственный рецепт. 
Я решил эту проблему следующим образом.
Отвечая на возможно возникшие у вас вопросы - ниже представленные данные это не универсальный рецепт подбора шин, это всего лишь описание метода! 

Условия: я подбирал шины на заднюю ось одного из своих RWD проектов. Компоновка заднемоторная. Нагрузка на заднюю ось 550/550 граммов. Шасси проверялась полностью снаряженная, без кузова. FDR - 10.5
Для регистрации оборотов двигателя использовал Sanwa M4S+Sanwa Super Vortex TypeD с включенной SSL телеметрией. 
Для измерения тяги создаваемой задней осью - аналитические электронные весы с максимальной нагрузкой 300 грамм. неизвестного китайского производителя. 
  
Общая схема эксперимента

Все тесты проводились в один день. В солнечную погоду с температурой воздуха 24 градуса. На той самой площадке на кторой я постоянно катаю. Покрытую очень "злым" мелкозернистым асфальтом.
Предварительно был составлен список шин для теста, основываясь на мнении русскоязычного и англоязычного сообщества Вконтакте и Facebook.
Список изучаемых образцов: 

  • HPI T-Drift (4406)
  • "T-Drift" no name Chinese
  • Raikoudrift D20 (35900)
  • D-racing FF zero 
  • MST gold dot (101025)
  • MST red dot (101024)
  • Speedline CR-0 (770)
  • Speedline CR-1 (771)
  • Speedline CR-2 (772)
  • Tamiya DriftTech
В результате серии тестов удалось построить такой график. 

Выводы: 
1) Метод подбора шин работает
2) Для моей GRK global rwd  На используемом мною покрытии оптимальным вариантом для задней оси будет либо Tamiya DriftTech (они к сожалению выпускаются в варианте 24 мм. Поэтому диски нужны будут тоже от тамии) , либо MST gold dot.
3) Все шины продемнстрировавшие перегрев (T-Drift, MST red, DS-racing) Возможно протестировать повторно при меньшей нагрузке на заднюю ось. На переднемоторных шасси, или на другом покрытии - бетон и т.д.
4) Speedline Cr-0 и Raikoudrift D20 - возможно подойдут для этой шасси на ковре. 
5) Speedline Cr-1 и Cr-2  - полная фигня, не буду применять для задней оси, ни при каких условиях. 
6) Ориинальный T-Drift и его китайский аналог - имеют разные свойства. 






5 comments:

  1. Спасибо за статью, а что рекомендуется ставить на переднюю ось?

    ReplyDelete
    Replies
    1. Мы про рвд? Мое мнение таково что шины для передней и задней оси должны быть одного типа (именно так предписывают регламенты D1:10 и японский национальный регламент) и настраивать зацеп с помошью увеличения неподпрессорной массы. Но если у вас приянто по другому - то ставить нужно более зацепистую резину чем на задней оси и не греть голову по поводу перезацепа из за перегрева, так как перегрева там не будет.

      Delete
    2. да, про рвд, спасибо за ответ.
      Вернулся после полуторагодиночного перерыва и решил делать рвд и помню, что раньше для рвд передние покрышки точили, делали их более округлыми.

      Delete
    3. This comment has been removed by the author.

      Delete
    4. Форма покрышек, это тоже Очень хороший вопрос. Я имел в виду компаунд из которого сделана сама шина. Что каcается формы то тут есть несколько вариантов, но суть в придании покрышке нужной формы. Могу поделиться своим опытом - я катаю практически без развала (-2) на передней оси. При этом стараюсь выбирать диски с минимальной посадкой, чтобы не загрублять КПИ, кастер тоже в районе до 5 градусов на разных моделях, при таких настройках удается держать пятно контакта даже на МСТ CS-R которые обточены для работы -7+7 градусов. Если увеличить развал или КПИ то придется переходить на более круглые шины например - MST FR-F или SPEEDLINE узкие CG. Многое также от покрытия зависит - на асфальте например применять постоянно круглые шины "Constant grip" вообще бессмыслено, сотруться и перестануть быть круглыми, в то время как на ковре (по мнению многих пилотов) такие шины позволяют вообще забыть о настройках кастера и развала.

      Delete